Национальные традиции

Свадебные традиции в разных странах. Свадебные традиции Австрии
Австрийцы готовиться к свадьбе начинают заранее: за полгода, а то и за год. Свадьбу в Австрии, празднуют обычно не в день гражданского бракосочетания, а в день венчания. За несколько месяцев до венчания священник назначает молодым встречи (обычно 3-4), которые должны подготовить будущих супругов к семейной жизни (Ehevor-bereitung). На одной из встреч священник составляет с молодыми сценарий их венчания, на другой - беседует с ними о семейной жизни, основанной на христианских ценностях. В рамках подобных встреч молодые должны также пообщаться с опытной супружеской парой, а ещё с врачом.

Конечно, подготовка к свадьбе этим не ограничивается. Молодые должны составить список гостей, найти подходящий ресторан, договориться об украшении церкви. Свадьбы австрийцы празднуют обычно летом и осенью. Большой популярностью пользуется время карнавала (Fasching), а также месяц май. Не принято играть свадьбы во время адвента - в декабре, а также в течение Великого поста.

Хотя свадьба в Австрии готовится общими усилиями жениха и невесты, а также их родителей, все расходы должен брать на себя отец невесты.

Что касается подарков, то австрийцы к этому делу подходят очень основательно. Обычно жених и невеста перед свадьбой составляют список подарков (Hochzeits-liste), которые они желали бы получить, и оставляют его в большом магазине, где можно купить всё необходимое для дома: постельное белье, посуду, бытовую технику. Приглашённые приходят в магазин и выбирают из списка то, что им больше всего по душе.

День свадьбы может начаться с салюта (так друзья жениха будят невесту), а чуть позже процессия из украшенных автомашин следует к церкви. Обычай издавать как можно больше шума по дороге в церковь - очень древний. Таким образом наши предки пугали злых духов и прочую нечисть, чтобы защитить молодых в предстоящем браке. С этой же целью привязывают к машинам старые коробки и прочий хлам. Дети, чаще всего это мальчик и девочка, могут нести за молодыми небольшие корзинки с цветами, а после венчания усыпать ими путь молодожёнов. С помощью этого обряда люди привлекали богов плодородия, которые заботились о богатом потомстве. У выхода из церкви жених и невеста должны выпить бокал вина до дна, а затем бросить его оземь: если бокал разобьётся, брак будет счастливым. После этого молодым предстоит преодолеть препятствие: они должны прорваться через натянутую заранее верёвку или ленту - точно так же молодая семья будет преодолевать все трудности, которые будут встречаться у неё на пути. Если новоиспеченных супругов у церкви забросать зёрнами риса, то в их семье уже не случится ничего плохого. Злые духи, которые могли бы помешать счастью молодых, теперь успокоятся. Этот обряд также приносит много детей, счастье и богатство. Переносить невесту через порог - тоже древний обычай, который распространён и на русских свадьбах. А происходит он от того, что, согласно поверью, злые духи обитают именно под порогом. Многие свадебные обряды Австрии связаны с преодолением молодожёнами всевозможных препятствий по дороге из церкви в ресторан. Только после выполнения определённых заданий супруги могут продвигаться дальше. Так их проверяют на прочность.

И после свадьбы хлопоты молодых не заканчиваются. Настаёт время отблагодарить всех тех, кто присутствовал в церкви, был на празднике в ресторане или же просто прислал молодым поздравительную открытку. Как правило, молодожёны выбирают одну из лучших свадебных фотографий и отправляют её всем с благодарственной надписью. И это не просто формальность – таким мелочам в Австрии уделяют большое внимание.

Свадебные традиции Японии
Если в европейских странах свадьбы принято играть весной , в славянских - осенью, то в Японии свадебная пора в основном наступает летом, хотя традиции распространяются и на осенние дни. В каждом японском календаре отмечены счастливые дни для бракосочетания.

Хлопоты начинаются за полгода до объявленного срока. Родители молодого человека просят руки девушки у её отца. В Японии развит институт обручения. Жених и невеста обмениваются обручальными подарками. Семьи тоже обмениваются подарками. Невесте в знак обручения принято дарить золотое или платиновое кольцо с бриллиантом (стоимостью до 5 тысяч долларов), если средства не позволяют, то с камушком-символом её знака Зодиака. Невеста тоже делает жениху обручальный подарок (тоже кольцо, но значительно скромнее по стоимости). Семье невесты дарятся деньги на погашение расходов по устройству свадьбы. Надо решить вопрос с кимоно (покупать или брать напрокат). Также выбрать открытки и разослать приглашения многочисленным родственникам и гостям (японские свадьбы бывают как малочисленными - от 10 человек, так и многочисленными - 500-700 человек. Необходимо выбрать и подготовить подарки для гостей в Японии так принято, что молодые дарят гостям всякие полезные бытовые мелочи, которые у нас дарят гости молодым на свадьбу. А в Японии гости дарят молодожёнам деньги. Лучший свадебный подарок здесь - чек или наличные в конверте. Обычно это долларов 200-300. Родственники дарят до 10 тысяч долларов.

Всё чаще в Японии празднуют свадьбу в специальных свадебных центрах, таких себе храмах три в одном, которые объединяют как раз традиционный японский свадебный обряд по синтоистским, буддистским или христианским обычаям с современными европейскими традициями, так понравившимися новой японской молодёжи.

Обряд по-синтоистски: согласно традиции, лицо невесты должно быть белоснежным с розоватым оттенком. Чтобы лицо невесты приобрело изысканный фарфоровый оттенок, сделавший знаменитыми японских женщин на Западе, кожу сначала натирают розовым кремом. После долгого массирования, натирания, подкрашивания лицо невесты становится жемчужно-белым с еле заметным румянцем и совершенно неподвижным.

Свадебный наряд невесты называется ишикаке: нижнее кимоно - белое хлопчатобумажное, опоясанное широченным оби - красно-золотым поясом, и верхнее - из тяжелого шёлка, расшитое золотом. Обязательным является высокий парик, на который одеваются скрытые специальной косынкой-цунокакуси - рожки, символ ревнивой женщины. А ревность в Японии - самый большой порок, которого надо стыдиться. Предупреждение - не будь рогатой, то есть ревнивой.

И вот пышная процессия - жених в тёмном кимоно с накидкой-хаори и белыми шнурами, с веером в руках или зонтиком, расшитым серебряными журавлями, невеста в свадебном наряде - направляется в храм, куда на свадебную церемонию допускаются только близкие родственники. Жених и невеста входят в храм, останавливаются у алтаря, на котором стоят миски с рисом, рыбой, сушёными водорослями и рисовой водкой - сакэ. Один из жрецов перебирает струны народного музыкального инструмента кото и поёт, а второй, помахивая жезлом, украшенным бумажными цветами, отгоняет злых духов. Новобрачные трижды отпивают из чашки сакэ, сакэ выпивают и родственники - на этом обряд заканчивается. В храм невеста входит первой, а выходит - чуть отстав от мужа, как и полагается японской жене. Буддийский обряд ничем не отличается от синтаитского.

Отдав дань традициям, невеста и жених переодеваются в европейское платье: роскошное белое - невеста, стильный костюм - жених, и заходят в католический храм, где их ожидает христианский обряд венчания. Затем свадебный кортеж из выдержанных в строгом торжественном стиле машин (цветами украшать машины в Японии не принято) везёт молодых и их гостей веселиться в отель, ресторан или свадебный центр. На японской свадьбе не танцуют, зато много поют караоке, гостей развлекает профессиональный тамада, весь вечер звучит непрекращающаяся здравица в честь молодых. Медового месяца может и не быть. Но если он будет, то молодые могут прямо со свадебного вечера, оставив гостей веселиться, сбежать в соседние Гавайи или в Европу или отправиться в путешествие по родной стране.

Бракосочетание считается свершённым. Юридически его оформляют в местном муниципалитете, получив справку.

В Японии очень почётна должность или обязанность "накадо" - свахи (это могут быть или мужчина, или женщина, но чаще семейная пара). Надо сказать, что к их услугам обращаются очень часто. Так же часто пользуются услугами многочисленных брачных бюро, агентств, где специальные компьютерные программы помогают подобрать пару особенно нуждающимся пожилым людям, потерявшим свою половину.

Старинные японские книги содержат наставления для девушек и молодых жён. "Мужчина берёт себе жену, чтобы она хорошо служила его родителям". "Сноха должна быть предельно внимательной к свекрови, а свекровь - к снохе. Свекровь не должна заставлять её работать сверх меры и сверх сил. Тогда жизнь молодой женщины в новой семье не будет тяжёлой".

Свадебные традиции Китая
С течением времени такой традиционный ритуал, как свадьба, неизбежно претерпевает изменения. Изменяются традиции церемонии бракосочетания и проведения медового месяца. В 40-х годах ХХ века центральным моментом брачной церемонии было присутствие почётного гостя в качестве брачного свидетеля. Церемония продолжалась около часа, в течение которого почётный гость поздравлял новобрачных, а гости угощались чаем, тортом и конфетами в общем зале.

В 50-х годах свадьбы проводились очень скромно - тогда приглашались несколько близких друзей и родственников, накрывался скромный стол. Дружеская беседа за столом была главной составляющей этой незамысловатой свадебной церемонии.

В 60-х годах появилась традиция свадебных фотографий, но по сравнению с сегодняшними свадебными фотографиями снимки тех лет выглядят строго и неромантично. Свадебный банкет тех времён тоже отличался скромностью - новобрачные раздавали друзьям и родственникам конфеты и орехи. Лишь состоятельные люди заказывали в столовых какие-либо блюда для угощения.

В 70-х годах вместо свадебного кортежа использовались велосипеды - невеста нередко приезжала в дом жениха на его велосипеде. Многие добирались просто пешком.

В 80-х годах появилась традиция преподнесения новобрачным подарков в виде предметов быта, велосипедов, мебели, часов. Только во второй половине 80-х годов появилась традиция устроения настоящего свадебного банкета, что привело к появлению свадебных распорядителей - церемониймейстеров.

В 90-х годах с ростом достатка свадебные церемонии стали проводиться с большим размахом. Центром церемонии становился богатый стол. Появились специальные рестораны, специализирующиеся на организации свадеб, а также компании, занимающиеся организацией свадебных мероприятий.

Наступивший XXI век знаменуется переходом от стремления провести пышную свадьбу к организации особенных свадеб. Некоторые после получения свидетельства о браке вообще не организуют никаких торжеств, а просто уведомляют родных и близких. Другие молодожёны создают собственные свадебные интернет-сайты, посетив который, каждый может оставить своё пожелание новобрачным. Из роскошных интерьеров ресторанов и отелей свадьбы выходят на улицу, на природу и даже на небо: свадьбы проводятся на дачах, на море, на воздушных шарах.

Роль и место брака в Древнем Китае
Проблема роли и места брака, свадьбы и свадебной церемонии в китайской семье в условиях Древнего Китая тесно соприкасается с вопросом о любви, прежде всего о супружеской любви. Отмечается, что романтической любви не было места в китайской системе семьи и брака, что китаец никогда не преклонялся перед женской красотой, не считал женских капризов и желаний чем-то существенным, что рыцарское отношение к женщине незнакомо в Китае. За исключением очень редких случаев, любовь и супружество в Китае были совершенно разными вещами, как правило, не имевшими между собой общего.

При заключении браков не могло быть и речи о каких-либо иных чувствах, кроме чувства долга и обязанности повиноваться воле родителей и блюсти интересы семьи. Браки заключались между чужими друг другу людьми, и о любви в таких случаях даже не упоминалось. Более того, считалось просто неприличным связывать столь важное дело, как женитьбу сына, с таким легкомысленным чувством, как любовь к женщине, влечение к красоте. Разумеется, при благоприятном стечении обстоятельств могли случаться браки по любви. Но это бывало редко. Как правило, жених и невеста не говорили о любви и не претендовали на неё. Брак считался тем полезнее и надёжнее, чем прочнее были связывающие супругов узы. Однако эти узы должны были держаться не на любви или тяготению к красоте, а на чувстве долга, обязательств перед семьёй, предками, обществом.

Что касается собственно брачных церемоний, когда запреты не были нарушены, то подготовка к свадьбе была в принципе однотипной. Впрочем, между верхами и низами были и заметные различия, связанные прежде всего именно с их статусом.

Так, брак в знатных семьях никогда не был результатом свободного любовного выбора, он был, во-первых, делом старших и заключался в интересах семьи, после тщательного рассмотрения возможных вариантов и серьёзного их обсуждения, а во-вторых, элементом политики, особенно в высших сферах. Неудивительно, что брачные дела были сложным процессом, с участием многих людей, начиная с засылки сватов, которые зондировали почву, и кончая строго разработанным ритуалом обмена предварительными подарками, гаданий, сговора и заключительного церемониала свадебных празднеств.

Свадебные традиции Древнего Китая
Итак, брак рассматривался прежде всего как ритуальный обряд, служащий делу увеличения и укрепления семьи и являющийся тем самым средством успешного служения предкам. В соответствии с этим и вся процедура выбора невесты и заключения брака, как правило, не была связана ни с влечением молодых друг к другу, ни даже со знакомством их.

Вопрос о браке был делом семьи, прежде всего её главы. Именно он на специальном семейном совете, часто при участии многочисленной родни, решал вопрос о том, когда и кого из сыновей женить, из какой семьи взять невесту. Это решение обязательно принималось с согласия предков, у которых испрашивалось благословение на брак. Только после того как покойные предки семьи и клана изъявляли свое согласие - для чего проводился специальный обряд жертвоприношения и гадания, - отец жениха посылал в дом невесты дикого гуся - символ брачного предложения.

Женитьба сына всегда считалась очень важным делом, ради которого не жалели ни сил, ни средств, влезая подчас в неоплатные долги. Прежде всего, в случае благоприятного ответа от родителей невесты следовало преподнести им подарки и получить документ, удостоверявший год, месяц, день и час рождения девушки. Затем этот документ, равно как и документ о рождении жениха, отдавали гадателю, который путём сложных выкладок устанавливал, не повредит ли брак благополучию жениха и его семьи. Если всё было в порядке, снова начинались взаимные визиты, происходил обмен подарками, заключался брачный контракт и назначался, с согласия невесты, день свадьбы.

В этот день празднично наряженную в красное невесту, причёсанную ещё по-девичьи, в паланкине приносили в дом жениха. Весь свадебный выезд тщательно оберегался от злых духов: против них выпускали специальные стрелы, на грудь невесты одевали обладающее магической силой бронзовое зеркало.

В доме жениха в честь невесты запускали ракеты-шутихи, затем в момент встречи невесте и её родне (а также и многочисленным собравшимся, в том числе нищим, от которых откупались по заранее достигнутой договорённости) раздавали подарки. Жених и невеста вместе кланялись Небу и Земле, совершали ещё ряд обрядов и поклонений. Им подносили две рюмки вина, связанные красным шнурком. Угощали пельменями.

Всё это имело свой смысл, всё было полно глубокой символики - и поклоны, и слова, и даже пища (пельмени, например, символизировали пожелание множества детей), и изображения вокруг. Наконец, основные обряды окончены. Жених удалялся, а невеста совершала необходимый туалет, в частности причесывалась уже как замужняя женщина. После этого молодые отправлялись в спальню.

На следующий день всё поздравляли молодых, гости и родня приглашались на пир. И лишь после того как все торжественные обряды были окончены, жена специально представлялась свекрови, под начало которой она отныне поступала, и всей мужниной родне. Через несколько месяцев она также представлялась предкам мужа в храме предков и принимала участие в обрядах жертвоприношений. Теперь она уже по-настоящему становилась женой и членом семьи (до этого её ещё можно было возвратить родителям - в случае, если бы она, например, оказалась поражена каким-либо недугом).

В трактате "Или" указывается, что девушкам из знатных домов вместо надевания шляпы в волосы втыкалась специально выделанная для свадебной церемонии и весьма заметная шпилька. Её появление в прическе у девушки - знак того, что она стала невестой, точнее, входила в возраст, когда следует готовиться выйти замуж.

В песнях "Шццзина" много говорится свадебных церемониях. В среде высшей знати часто практиковался сорорат, когда вместе с невестой в дом мужа ехала её младшая сестра или племянница в качестве своего рода заместительницы жены, наложницы. Кроме того, достаточно типичными были гаремы из ряда жён и наложниц. Разумеется, при этом в женской половине дома всегда поддерживался достаточно строгий порядок и всём обычно заправляла старшая, то есть главная жена, чей сын обычно считался наследником. В тех нередких случаях, когда интриги в гареме приводили к тому, что правитель своевольно менял иерархический порядок в женской половине дома, как то было, в частности, во времена Ю-вана, нарушение нормы могло вести к плачевным результатам.

Браки среди представителей правящего класса были строго экзогамными. Женитьба на женщинах с таким же самым именем, независимо от того, будет ли она главной женой, дополнительной женой или наложницей, была строго запрещена. Считалось, что подобный инцест через имя обрекает мужа, саму женщину и их потомство на страшные несчастья. По свидетельствам классической литературы, никаких подобных табу для простолюдинов не существовало, но это не совсем так. Хотя классические источники гласят, что ритуалы и церемонии не опускаются до нижних людей, у простолюдинов существовали свои су, или обычаи, хотя письменно они не зафиксированы. В более поздние времена табу на брак людей с одной и той же фамилией применялось в равной степени ко всем сословиям и сохраняется и по сей день.

Представители правящего класса могли только однажды взять себе главную жену. Если она умирала или муж её прогонял, вторично он жениться не мог, во всяком случае с соблюдением такого же ритуала, как при первом браке. Браки устраивались через сватов.
Именно сват проводил все предварительные переговоры. Убедившись, что небесные знаки благоприятствуют планируемому союзу, он должен был выяснить, действительно ли невеста принадлежит к другому клану, на самом ли деле она девственница, подготовлены ли свадебные подарки, и одновременно в его обязанности входило узнать о социальном положении и влиятельности её родителей. Представители правящего сословия руководствовались разработанным кодексом чести, и в случае, если одна из сторон сочла бы союз неподходящим, это могло привести к кровной вражде. Как правило, сама девушка не имела права голоса при выборе будущего супруга, вопрос решали её родители по согласованию со сватами.

После успешного завершения всех предварительных переговоров жених наносил визит родителям невесты, приходя в дом с гусем; впоследствии комментаторы давали этому гусю разные толкования, но все они явно позднейшего происхождения. Затем жених забирал невесту к себе домой, и на торжественном ужине вечером того же дня происходило обручение. Во время этой церемонии устанавливался союз жениха с младшими сёстрами или подружками невесты, которых обычно она приводила с собой, чтобы те заняли место дополнительных жён или наложниц её мужа. На следующее утро муж представлял свою жену родителям и в специальном зале предков оповещал о ней их души. По прошествии трёх месяцев повторялась церемония представления жены, но на этот раз в более скромном масштабе. Только после проведения второй церемонии жена считалась окончательно утвердившейся в своём новом статусе.

Иногда невеста не проявляла желания привести с собой дополнительных жён для будущего мужа.

Женитьба представителей правящего класса называлась хунь. Этим загадочным древним термином, очевидно, обозначали сумеречную церемонию, подчеркивая, что её проводили в ночное время.

Браки простолюдинов носили название бэнь (случайные встречи).

С наступлением весны, когда семьи покидали свои зимние жилища и перемещались в поля, в деревенских общинах устраивали праздники. Молодые парни и девушки вместе танцевали и пели призывные песни и песни-считалки, которые почти всегда были как-то связаны с культами плодородия и нередко носили откровенно эротический характер. Во время этих праздников каждый юноша выбирал себе девушку, за которой ухаживал, а потом вступал с ней в половые отношения. Заключённый таким образом союз продолжался всё лето и осень и признавался - чаще всего деревенскими старейшинами - ещё до того, как семьи возвращались в свои зимние жилища. Вероятно, главным основанием для признания была беременность девушки.

Девушка могла принять или отвергнуть ухажёра или принять его, а потом передумать, причём молодой человек имел такую же свободу выбора, - всё это говорит о том, что девушки из простых семей, как правило, вели сексуальную жизнь более открыто, чем их сверстницы из высшего общества.
Отмечается роль куртизанок в брачных церемониях позднего Древнего Китая. Через посредника осуществлялся обмен информацией между двумя семьями, которые одновременно прибегали к услугам гадателя по вопросу о желательности предполагаемого союза. Если результат гадания оказывался благоприятным, происходил обмен документами по надлежащей форме.

В этих документах содержались подробные сведения об обоих брачующихся: с указанием имён, рангов и должностей, занимаемых главами семей на протяжении трёх последних поколений; даты рождения сына и дочери; перечисление родственников, проживавших вместе с ними, и список всего семейного имущества. Со стороны невесты прилагался ещё список её приданого и заявление об имущественном состоянии, причитавшемся ей после замужества.

Если обе стороны были удовлетворены приведёнными данными, то устраивали встречу между будущими супругами во время пиршества, когда они могли увидеть друг друга; такая церемония называлась сянцинъ. Они выпивали за здоровье друг друга, и если невеста устраивала жениха, он втыкал ей в причёску золотую шпильку. Если же она оказывалась ему не по нраву, он преподносил ей две штуки шёлка. При условии, что обе стороны всем удовлетворены, происходил обмен подарками, и выбирали благоприятную дату для бракосочетания.

После ещё нескольких обменов подарками, большинство из которых имело чисто символическое значение (например, пара золотых рыбок, отождествляемых с плодородием), жених в сопровождении большой свиты, куда входили куртизанки и наёмные музыканты, отправлялся за невестой.

По прибытии в дом невесты юноша должен был облагодетельствовать её родных, преподнеся им яства и напитки, которые захватил с собой. Тогда невеста занимала положенное место в церемониальном паланкине, в котором её торжественно доставляли в дом жениха, причём её сопровождали множество куртизанок, которые несли цветы и красные свечи. Именно куртизанки вводили невесту в брачные покои, а будущего супруга сопровождал туда церемониймейстер. Новобрачные обменивались чарками с вином и завязывали узлом пряди волос. На этом брачная церемония завершалась, после чего молодых выводили в центральные покои, где новобрачная официально представала перед родными мужа и табличками с посмертными именами предков.

Впоследствии эта церемония претерпела существенные изменения. По-видимому, при династии Мин предварительная церемония встречи брачующихся была предана забвению; вместо этого они впервые встречались лицом к лицу, когда супруг в зале предков приподнимал вуаль, закрывавшую лицо невесты.